Престольные торжества состоялись в бывшей столице Кавказа PDF Печать E-mail
29.10.2015 22:47

28 октября 2015, в день памяти преподобного Евфимия Нового, Солунского, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в Евфимиевском храме станицы Екатериноградской Кабардино-Балкарской Республики.

За богослужением архиерею сослужило духовенство Нальчикского церковного округа. Пресвитерский чин возглавил благочинный протоиерей Валентин Бобылев, диаконский — протодиакон Димитрий Куба.

Во внимание к трудам настоятель Евфимиевского храма иерей Андрей Шафоростов был удостоен права ношения наперсного креста.

По окончании Литургии был совершен уставной крестный ход.

Состоялось награждение прихожан. Сопредседателю Комитета Парламента Кабардино-Балкарской Республики по межнациональным отношениям Владимиру Бердюже архиепископ Феофилакт вручил юбилейную медаль Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира». Высокой церковной наградой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил многолетнюю благотворительную деятельность В. Бердюжи.

Торжества престольного праздника продолжились в станичном доме культуры.

* * *

Первоначально закладка храма была совершена 24 ноября 1786, однако к постройке не приступили, поскольку в 1790 город Екатериноград был упразднен, административные учреждения переведены в Астрахань, а на месте губернского города остались крепость и станица Екатериноградская. В 1837, следуя в Тифлис, через Екатериноградскую приезжал император Николай I. Он был обескуражен, когда увидел в станице вместо великолепного собора небольшую деревянную церковь и заинтересовался судьбой денег, выделенных когда-то его бабкой на постройку храма. В 1845 приступили к постройке собора во имя преподобного Евфимия (главный алтарь), с северным приделом во имя великомученицы Екатерины и южным - во имя святителя и Чудотворца Николая. В 1850 строительство собора завершили, и 1 июля состоялось его освящение великим чином. 19 октября 1940 постановление президиума Верховного Совета № 32 храм был закрыт «с ликвидацией культового имущества». Здание приспособили под зернохранилище. В 1991 году здание храма возвращено верующим. После ремонта и обустройства, собор вновь освящен и в нем стали проходить постоянные службы.

 

 

 

О благополучии истинном и мнимом

 

Вспоминая жизнь преподобного Евфимия Нового, Солунского чудотворца, удивляешься замечательному воспитанию, которое он получил от своих родителей и его постоянному устремлению к монашескому подвигу. Он воспитывался в благочестивой семье, получил хорошее образование и по настоянию своей матери женился. Хотя у него самого было всегда другое желание. Он жил в то время, когда все вокруг было наполнено разного рода треволнениями, с одной стороны; а с другой стороны, тогда, когда, как и в нынешнее время, говорили, что благополучная жизнь – это жизнь, хорошо устроенная.

Исполняя благословение матери, не переча своим родителям, Евфимий женился. И все-таки потом удалился в монастырь. Он считал несправедливым, чтобы, терпя, преодолевая свое собственное желание устремления службы Богу в монастыре, оставался бы в семье непонятым, оставался бы в семье человеком, увлеченным иной жизнью.

Оставляет семью – не означает, что бросает ее. Из жития угодника Божия мы увидим, что он молился за свою семью и, более того, он наставлял и назидал, говоря, что самое главное счастье и радость – быть рядом с Богом. Никогда не делай в своей жизни того, что против Его заповедей. Он всегда говорил, что самое главное и надежное благополучие заключается не в твоем внешнем устройстве, а в том, что за это благополучие ты не расплачиваешься своей свободой. Если твоя свобода делается рабыней — благополучной жизни не жди.

Если ты в своей жизни не можешь свободно совершать доброе дело и вынужден от каких-либо внешних побуждений, препятствий совершать грех, никогда твоя жизнь не будет благополучной. Если ты через кого-то переступил в своей жизни ради своей цели, знай, что эта цель сделает тебя рабом. Если ты кого-то предал в своей жизни ради своей цели, ради своей выгоды, знай, что твое предательство обернется для тебя самого горем, в котором ты долго не найдешь утешения. Если ты кого-то обманул ради своего благополучия, ради достижения своей цели, знай, что этот обман станет тебе очень высокой ценой, которую ты будешь выплачивать всю свою жизнь, и не найдешь силы, чтобы освободиться от нее.

Евфимий говорил своим родным: двигайтесь ко Господу, обязательно придите в монастырь, мир пусть не будет вашим владыкой. И когда ты рассматриваешь жизнь этого удивительного человека, ты понимаешь, почему он так делал. Потому что в свое время, во время, когда вокруг, отчасти, как и сегодня, все стремилось к благополучию, начали забывать о Боге. Потому что устройство собственной жизни, как будто кажущееся благополучным, подразумевало необходимость быть таким же, как этот мир. В мире можно быть благополучным только тогда, когда ты такой же, как и он – мир, о котором апостол говорит: мир во зле лежит.

Посмотри на этот мир, в котором ты хочешь быть благополучным: он убивает и ненавидит. Он даже изощряется убивать детей во чреве и говорит, что все это на пользу для здоровья. Посмотри на этот мир, который выгоняет имя Божие из наших школ, из нашей жизни. Посмотри на этот мир, который предает и продает. Посмотри на этот мир, который переступает и никогда не оглядывается, и говорит: ну что ж, мы новый мир построим. А тысячи и миллионы жизней, растерзанных и разрушенных, как в те страшные для нашей истории 30-е, 40-е годы, — это цена за наше благополучие.

Мир благополучнее не стал, но становится все более кровожадным, жестоким, хищным, лукавым. Именно поэтому Евфимий говорил: только собственный подвиг, только твое отрицание от этого мира, только твоя собственная свобода, овеянная верой и освященная верой в Бога, может сохранять этот мир, иначе бы он давно погиб. Крепче мир от смертей не становится, а вот от верных, от преданных, от честных, от непреклонных, от настоящих людей мир и становится крепче.

Преподобный Евфимий был именно таким человеком. И жена его, и мать в свое время пришли в монастырь. И всю свою жизнь подвизались в святой обители, понимая, что самое главное благополучие для своих детей, которое они могли дать, был их собственный подвиг веры — не соглашаться с лукавым миром сим, но твердо стоять на основах своей веры.

К нему приходило множество людей. Ему верили не потому, что он мог договориться с императором; его почитали не потому, что он был одним из сильных мира сего; к нему относились с бесконечным доверием не потому, что он мог в одночасье поменять чью-то жизнь. Нет. К нему шли потому, что он был настоящим, непреклонным христианином. Он никогда не соглашался на грех и свою свободу не обменивал ни на какие блага мира сего. Он был свободен от этих благ, и народ приходил к нему, как к удивительному источнику, от которого люди находили утешение, наставление. Его словам верили, потому что за этими словами стоял пример всей его жизни.

Сегодня, когда и нам предлагают подумать о своем благополучии в обмен на отказ от наших ценностей, от нашей святой веры, нам очень важно помнить примеры таких угодников Божиих. Лишиться жизни ради вечной жизни или, как сказал бы современный человек, прожив по человеческим меркам напрасно, не собрав ничего на земле, не страшно. Страшно не собрать ничего на небе. Ведь вечная жизнь откроется с тем, с чем мы туда придем.

Если вся наша жизнь в плоскости того, что я могу взять в руки, прижать к себе, закрыться своей дверью, закопать в своем огороде, положить на свой счет в банке, если мое счастье, это то, что я для себя сделал, несчастный я человек. Ведь в вечности все это не будет иметь ровным счетом никакой цены. Но если, в том числе, и своим трудом, в том числе, и своей достойной жизнью, я собирал друзей, был верным, умел любить, умел прощать, учил не потому, что все вокруг неучи, а потому, что сам всегда учился, верил, надеялся, то, несомненно, эти сокровища, собранные во имя Божие, станут драгоценным выкупом моей бессмертной души. Преподобный Евфимий именно такое сокровище и собирал. Он в человеке Божественное любил и ценил.

Нередко в своих родных и близких мы замечаем то, на что вообще не стоило бы обращать внимания. Мы замечаем достойную одежду или новую машину, но не замечаем бессмертной души. Мы замечаем должности или положения, но не замечаем образа и подобия Божия, по которому сотворен человек. Мы замечаем внешнее и не замечаем внутреннее, и тем самым губим человека. Если мы любим его только за внешнее – горе нам, потому что такой любовью, ненастоящей, мы губим в этом человеке Божественное. Но если в каждом человеке мы видим образ и подобие Божие, если мы в каждом видим бессмертную душу прежде всего и уже затем имена, должности, положения, внешние и прочие условия жизни, то таким отношением мы можем помочь этому человеку. Потому что тогда, если мы будем любить его не за полные карманы, а за широкую душу, в нем душа всегда останется широкой. Он и сам в себе полюбит образ Божий.

Преподобный Евфимий именно так и относился к людям. Кто бы к нему не приходил, кто бы его не спрашивал, как бы имя это не было бы известно и почитаемо, он в каждом видел, прежде всего, бессмертную душу, образ Божий, и помогал поставить в человеке этот образ Божий на самое главное место – в центр жизни поставить Самого Христа. Как и говорил святитель Иоанн Златоуст: поставь Христа в центр жизни своей и тогда все встанет на свои места.

День памяти этого угодника Божия пусть каждого из нас вдохновит к жизни, в который мы честно себе скажем, что для меня центр. И если я называю другого человека своим другом, скажи честно, ради чего ты с ним дружишь? Если ради должности, это не дружба, не называй это дружбой. Если ты скажешь о ком-то: «я люблю этого человека», — честно ответь себе, почему ты любишь его: потому что он тоже любит тебя, и все разрешает тебе и прощает, то это не любовь, – это страсть, которая вас обоих однажды приведет на край. Найди в каждом, кто дорог для тебя, образ Божий, береги этот образ и, по завету преподобного Евфимия, память которого мы празднуем сегодня, этот образ Божий береги всеми силами своей души и тогда вокруг тебя всегда будут люди, настоящие люди. Не потому, что они такие, а потому, что ты, прежде всего, позволяешь, понуждаешь быть их людьми.

Молюсь о том, чтобы для каждого из нас такая жизнь была бы доступна, возможно, желанна. Дай Бог, чтобы рядом с нами мы всегда видели образ и подобие Божие и тогда поможем и человеческому. И еще молюсь о том, чтобы никогда нам не выменивать своей свободы ради ложного благополучия. Благополучный тот, с кем Бог, а не тот, с кем гибнущий мир сей. Пусть это благополучие будет основой жизни нашей. Аминь.

Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского за Божественной литургией в день памяти преподобного Евфимия Нового, Солунского, в Евфимиевском храме станицы Екатериноградской, 28 октября 2015 года

 

Благословенный Кавказ

 

 

Похожие материалы

Центр Православной Молодежи КБР «Мир всем»

Центр Православной Молодежи КБР «Мир всем»



Православные казаки Кабардино-Балкарии


Православные казаки Кабардино-Балкарии



Храм Архангела Михаила станицы Солдатской


Храм Архангела Михаила станицы Солдатской


Православные храмы Кабардино-Балкарии

Кто на сайте

Сейчас 166 гостей онлайн
Просмотры материалов : 2852394
Яндекс.Метрика




Map
HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика