По окончании богослужения состоялось традиционное общение архиерея с прихожанами PDF Печать E-mail
08.11.2015 22:23

8 ноября 2015, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в Димитриевском храме станицы Приближной Кабардино-Балкарской Республики.

Архиерею сослужили благочинный приходов Нальчикского церковного округа протоиерей Валентин Бобылев и настоятель храма иерей Андрей Шафоростов.

Торжество престольного праздника разделили десятки прихожан, казаки, ученики приходской воскресной школы.

Архиепископ Феофилакт обратился к прихожанам со словом, посвященным Евангельскому чтению дня.

После сугубой ектеньи была прочитана молитва о мире в землях Сирии и Украины.

По окончании богослужения состоялось традиционное общение архиерея с прихожанами.

 

 

«Предавший веру в Бога всегда предаст и себя самого и другого предаст…»

Великомученик Димитрий Солунский был человеком незаурядных способностей, и самая его важная способность и доблесть заключалась в том, что он был христианином и, не стесняясь, исповедовал имя Христово.

Он был представителем императора в городе, в котором жил, в Солуни — сегодняшних Салониках. Он был человеком из знатного рода. Он был богат. Говоря современным языком, — он был успешен.

Но он понимал, что без веры во Христа его жизнь, – это жизнь глубоко несчастного человека. Он никогда не разменивался своей верой. И тогда, когда ему говорили: отрекись от своей веры, и все у тебя будет хорошо; и твой успех, и твои возможности, и способности — все будет только увеличиваться и для тебя, и для твоего семейства — Дмитрий выбрал веру.

Через веру в Бога он по-настоящему себя чувствовал свободным человеком. Он понимал, что, если он будет зависеть от внешних обстоятельств, от положения, отношений и прочего, он станет рабом всему этому. Он это видел вокруг себя: когда люди ради своей выгоды разменивались сначала своей верой, а потом и своим человечеством. Ведь предавший веру в Бога всегда предаст и себя самого и другого предаст.

Как Господь говорит: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Евангелие от Луки, XVI, 10). Неверный человек по отношению к Богу — всегда неверный и по отношению к тем, кто живет рядом с ним. Однажды согрешив против Бога с мыслью: «так повелевает время», или «что не сделаешь ради того, чтобы было благополучие?», как некоторые говорят: «я готов на все, лишь бы только вот так было», — такой человек рано или поздно становится предателем.

Дмитрий исповедовал веру во Христа и не стал предателем веры в Него, не стал предателем дружбы и любви к тем, кто был рядом с ним. Он принял мученический венец, и стало по слову Божию: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откровение, II, 10).

На Руси особо почитают великомученика Димитрия Солунского. Поэтому и здесь, в нашей станице поставили храм в память о любви к нашему сородичу. И я сегодня вместе с вами молюсь святому великомученику, чтобы он хранил нашу станицу, хранил жителей станицы, чтобы он сохранял в нас, прежде всего, нашу веру — мы никогда бы ей не разменивались, и для себя бы это держали самым дорогим сокровищем.

Молю великомученика, чтобы он сохранял и нашу республику в мире, в тишине, чтобы он хранил всех, живущих в ней людей, хранил, как одну большую семью.

Из слова архиепископ Пятигорского и Черкесского Феофилакта в Димитриевском храме станицы Приближной Кабардино-Балкарской Республики 8 ноября 2015.

 

О настоящем человеке

Каждый раз за Божественной литургией мы слышим Евангелие, Слово Божие, обращенное к каждому из нас. Апостол и евангелист Лука в своем Евангелии сегодня нам рассказывает удивительную историю отношений двух людей, знавших друг друга, но разделенных при жизни какой-то невидимой преградой, которая разделила и их посмертную участь (от Луки, XVI, 19-31).

Мы не знаем, почему богач по отношению к Лазарю был человеком черствым, незамечающим его. Может быть, в их жизни была очень трогательная история дружбы, которую один из них нарушил. И, может быть, нарушившим дружбу был Лазарь, может быть, именно поэтому богач как бы не замечал его и каждый раз, когда проезжал мимо него, говорил сам себе – заслужил это. Он здесь, потому что заслужил такую жизнь.

Мы не знаем, что и как произошло между этими двумя людьми. Но мы знаем точно, что сердце богача было черствым. Мы знаем точно, что он, презирая Лазаря, не протягивал ему своей руки. И не потому, что был богач, и не потому, что жил роскошной жизнью, а потому что был ненастоящим человеком.

Мы сегодня узнали и о Лазаре. И самое великое достоинство этого человека было не то, что он был немощным, бедным, нищим, валяющимся в грязи. Нет. Самое большое достоинство Лазаря было в том, что он никогда не судил этого богача. Он никогда не кричал ему в спину: эй, ты, обернись; вспомни нашу дружбу; вспомни наши отношения; вспомни, как мы вместе делали некое дело. Он никогда не кричал ему в спину и никогда не судил его. Лазарь был у края жизни этого богача, чтобы, может быть, выпросить прощения его; чтобы быть свидетелем настоящей, доброй, искренней дружбы. Он никогда его не судил.

Когда оба умерли, Лазарь оказался на лоне Авраамовом, в месте присутствия Бога, в Его Царстве. И оказался там потому, что никогда не судил этого богача. И хотя испытывал нужду, никогда эту нужду не ставил в условия своей молитвы об этом человеке. Богач об этом знает. Именно поэтому, увидев его в Царстве Божием, он просит Авраама: «Пошли ко мне этого Лазаря; пусть он прохладит мой язык, ибо здесь, в аду,» - говорит богач, — «я мучаюсь». Слышите, он доверяет Лазарю. Он знает, что у Лазаря сердце доброе и искреннее. И на это сердце, и на эту молитву, и на эту жертву его он надеется даже там, в аду. Но слышит страшный приговор. Этим добрым сердцем, этой дружбой ты должен был бы воспользоваться при своей жизни. Теперь между нами большая пропасть.

И когда этот богач просит Авраама: «отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Потому что, наверное, и братья знают их историю, которую им этот богач, по всей вероятности, многократно рассказывал — об их однажды потерянной дружбе. Пусть придет. На что Авраам отвечает: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Вера зиждется только там, где есть чистое сердце; где есть сердце, открытое к этой вере. А если в твоем сердце живет обида, если в твоем сердце живет боль, непрощенный грех, если в твоем сердце живет жажда мести, если в твоем сердце живет зависть, если в твоем сердце живет злорадство, если в твоем сердце живешь только ты сам, и никого больше в твоем сердце нет, даже если кто из мертвых придет, не поверишь.

Сегодняшняя история удивительно и трогательно рассказывает не о том, что было когда-то, а о том, что происходит сегодня с каждым из нас. Кто-то из нас по отношению к другому человеку ведет себя как этот богач, который мог бы поделиться своим прощением, который мог бы поделиться своей дружбой, который мог бы поделиться своей жизнью, своей любовью, но говорит по отношению к другому: «никогда не прощу, не забуду, не изменю своего к тебе отношения, всегда для меня ты будешь таким», — и проходит мимо.

Кто-то, может быть, чувствует себя человеком, у которого все отняли и потеряли, но при этом не находит в себе силы самому любить. Лишенный многого, раздражается и ненавидит, и становится таким же, как и этот несчастный богач.

В этой притче мы видим удивительный образ Лазаря, который оказывается здесь самым богатым человеком, потому что в сердце его нет ненависти, хотя жизнь его исковеркана болезнью, хотя внутреннее естество его страдает от голода, от боли. Но посмотри, его сердце никогда, никого не проклинает, он никому не кричит в спину с обидой, он никому не кидает в спину камни, он ни о ком не скрежещет зубами, и к своей жизни относится, как к такой, в которой оказался по своим грехам. И он исповедует их тем, что по-настоящему, искренне любит, надеется и ждет.

В сегодняшней истории каждый из нас просто не может не найти для себя место, просто не может проигнорировать этот образ Божий, пока мы еще вместе. Ведь придет время, когда мы окажемся там, откуда уже не переходят друг к другу. Пока еще есть возможность, хотя ты и беден, и несчастен, но быть искреннем, добрым и надеющимся Лазарем. Пока еще есть возможность, хоть ты и справедливо на кого-то, может быть, обижаешься и совершенно справедливо относишься к другому человеку, потому что он поступил неправедно, но все же остановиться у дороги, протянуть руку тому, кто так нуждается в твоей помощи, кто так нуждается в твоей заботе, кто так нуждается в твоем внимании, в твоей дружбе.

Пока еще есть возможность до Суда Божьего самим судить себя, чтобы на Суде Божием оправдаться, или не судить себя, а судить всех других, чтобы на Суде Божием быть осужденным, как был осужден богач и оправдан Лазарь. Не потому, что один был богат, а другой беден, а потому, что один был настоящим человеком, а другой не был настоящим человеком.

Сегодняшний образ зовет нас быть настоящими людьми, умеющими прощать, надеяться, любить, доверять, умеющими верить.

Из слова архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта после чтения Евангельского зачала (от Луки, XVI, 19-31) за Божественной литургией в Димитриевском храме станицы Приближной Кабардино-Балкарской Республики, 8 ноября 2015

 

Благословенный Кавказ

 

 

Похожие материалы

Центр Православной Молодежи КБР «Мир всем»

Центр Православной Молодежи КБР «Мир всем»



Православные казаки Кабардино-Балкарии


Православные казаки Кабардино-Балкарии



Храм Архангела Михаила станицы Солдатской


Храм Архангела Михаила станицы Солдатской


Православные храмы Кабардино-Балкарии

Кто на сайте

Сейчас 195 гостей онлайн
Просмотры материалов : 3112100
Яндекс.Метрика




Map
HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика