Для достижения национального единства необходимо укреплять диалог и взаимодействие государства, общества и Церкви заявили в Совете Федерации PDF Печать E-mail
26.01.2016 23:20

26 января 2016 архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт выступил перед участниками секции «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты», состоявшейся на площадке профильного комитета Совета Федерации в рамках IV Рождественских парламентских встреч.

Сопредседателями секции стали председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина и заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви игумен Митрофан.

Зинаида Драгункина отметила, что заседание секции посвящено вопросам, без решения которых невозможно достойно ответить на вызовы времени. «Речь идет о духовно-нравственных аспектах воспитания и образования. Именно эти вопросы мы задаем практически ежедневно себе, своим детям, учителям, обществу», - сказала сенатор.

В заседании также приняли участие заместитель Председателя СФ Ильяс Умаханов, председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Сергей Щеблыгин, сенаторы, первый заместитель Министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, представители Русской Православной Церкви, депутаты Московской городской Думы, представители Российской академии образования, образовательных, общественных, научных организаций, институтов гражданского общества, эксперты.

Выступление архиепископа Феофилакта было посвящено теме духовно-нравственного воспитания в поликонфессиональных и многонациональных регионах.

 

За 25 постсоветских лет мы пережили поистине драматичные события, и нашего запаса прочности хватило для сохранения культуры диалога

(Из выступления архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта на IV Рождественских парламентских встречах 26 января 2016 в Совете Федерации)

 

Принцип вариативности в образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики», существующей в школах Российской Федерации в качестве эксперимента семь лет, а в качестве обязательного предмета, – пять лет, до сих пор подвергают сомнениям, предполагая, что необходимость выбора конкретного модуля обязательно приведет к противостоянию школьников.

В связи с этим, хотел бы обратить внимание участников дискуссии на то обстоятельство, что сегодня в России почти не осталось моноэтнических и моноконфессиональных регионов. Исключением служат, пожалуй, только Чеченская Республика и Республика Ингушетия, но и там присутствует, хотя и в чрезвычайно малом количестве нечеченское и неингушское население.

Более того, полиэтничность и поликонфессиональность начали входить в жизнь России еще в XIX столетии, а в советский период перемешивание этносов – через депортации, комсомольские стройки, оргнаборы и т. д. – использовалось как инструмент формирования советского народа: «новой исторической, социальной и интернациональной общности людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель строительства коммунизма».

Говоря современным языком, советский проект строил гражданскую нацию через отказ от традиционных идентичностей: религиозных, исторических, моральных...

Сегодня, строя российскую гражданскую нацию, стоило бы учитывать ошибки XX века, и отказаться от представления о самоидентификации людей, как об угрозе.

Другое дело, что необходим поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования. Эта задача представляется важнейшей государственной и социально-политической задачей для России сегодня. И в этом смысле Кавказ может служить примером для других регионов страны.

За 25 постсоветских лет мы пережили поистине драматичные события, включая боевые действия, которые, надо признать, оставили свою зарубку в памяти всех народов, населяющих Кавказа. И тем не менее, нашего запаса прочности хватило для сохранения культуры диалога.

Но в современном обществе мы не можем рассчитывать на самовоспроизведение этой культуры через семейные и родовые традиции, потому что и на Кавказе, при особой крепости семейно-родовых связей, они разрушаются, как и везде в мире.

Поэтому мы с надеждой смотрим на школу, как профильный институт социализации. Человек не рождается богатым в нравственном и моральном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды.

Опыт преподавания основ религиозных культур и светской этики в регионах Северного Кавказа показывает, что изучение конфессиональных культур (для нашего региона — Православия и ислама) хотя бы в рамках одного учебного года уже оказывает положительное влияние на подростков, хотя и не изменяет их коренным образом. В то же время изучение таких модулей, как «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» в лучшем случае служат источником дополнительных знаний.

При этом изучение традиционных религиозных культур в школе не влечет за собой каких-либо конфликтных ситуаций. Да и не может к ним привести, поскольку за пределами школы подростки знают, кто из них принадлежит к какой конфессии, к какому этносу. И это знание помогает в формировании навыков реального взаимоуважения. Если школьник-мусульманин держит уразу, а православный сверстник соблюдает Великий или Успенский пост, каждый из них видит в другом человека, способного соблюдать правила.

В завершение хотел бы напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные им во время посещения Северного Кавказа в 2013 году: «Посмотрите: горцы всегда уважали казаков. А ведь все казаки верили в Бога, ходили в храм, старались жить по заповедям Божиим. Значит, не было никакого религиозного противостояния с казаками. Да, у них другая вера, но они-то держатся этой веры, хранят верность семье, придерживаются нравственных основ, — и у горцев было уважение к казакам. То же самое было и у казаков по отношению к горцам. Да, горцы — мусульмане. Но у них семьи, у них крепкая духовная основа, они верят в Бога. А значит, что оставалось? Оставалось уважать друг друга. Жизнь-то была общей, ценности были общими, поэтому было уважение, была готовность работать вместе, когда это необходимо. Так казачество жило вместе с горцами, и когда наступала необходимость постоять за Отечество, и те и другие вставали под ружье и шли защищать свою страну».

 

Благословенный Кавказ

 

 

Похожие материалы

Центр Православной Молодежи КБР «Мир всем»

Центр Православной Молодежи КБР «Мир всем»



Православные казаки Кабардино-Балкарии


Православные казаки Кабардино-Балкарии



Храм Архангела Михаила станицы Солдатской


Храм Архангела Михаила станицы Солдатской



Православный детско-юношеский форум «Зеленый Афон» (Одноклассники)

Православный детско-юношеский форум «Зеленый Афон» (Одноклассники)


Православные храмы Кабардино-Балкарии

Кто на сайте

Сейчас 145 гостей онлайн
Просмотры материалов : 3167971
Яндекс.Метрика




Map
HitMeter - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика